КОГДА МЫ НЕ ХОТИМ ПОСТИТЬСЯ Шрила Шридхар Махарадж: Мой Гуру Махарадж говорил: «Нам необходимо максимум энергии чтобы служить. Если этот максимум энергии приходит от пищи, то мы будем есть столько, сколько необходимо. Необходимо есть много прасадам и совершать много служения. И все, что необходимо, мы принимаем. Ради дела Кришны вы должны принимать. Не ради собственного дела, но вы принадлежите Ему. Если вы ослабнете, то будет препятствием для служения, и вы окажетесь в проигрыше. "Солдаты должны быть хорошо накормлены и трудиться на славу, - таким был принцип Гуру Махараджа. - Хорошо одеты и хорошо накормлены». Наполеон говорил: «Один сытый солдат равен десяти полуголодным». Служение лучше, чем праздно сидеть. Лучше служить, чем сидеть праздно. Прасада-сева, если это служение, в духе служения, конечно. Но в то же время индивидуальное положение преданного следует принимать в расчет. Следует принимать в расчет индивидуальность и индивидуальное положение преданного. Сахаджии не соблюдают в экадаши пост вовсе. Они говорят: «О, мы живем во Вриндаване, и здесь не нужно поститься». Но Бхактивинод Тхакур и Прабхупад не любили... Они называли это, клеймили это сахаджиизмом – под именем кришна-бхакти удовлетворять, кормить свои чувства. Но если необходимо для служения Кришне поддерживать тело, принимать то, что необходимо для служения Кришне, то в этом случае мы не хотим поститься, потому что пост будет потерей энергии, если он будет потерей энергии. В экадаши мы почитаем... Ты можешь почитать прасадам. Если пост не препятствует, не служит помехой нашему служению, то мы можем поститься. Шрила Госвами Махарадж: Наш Гурудев ел что-то в день поста. Я думал, я могу поститься, и я не ослабну. Но я думал, может быть, в этом случае я буду думать, если буду полностью поститься, что я более велик, нежели мой Гурудев, поскольку он ел, а я, дескать, не ем. Это опасность реальная? Шрила Шридхар Махарадж: Да, великая опасность. «Я более великий преданный, нежели мой гуру на том основании, что я пощусь, соблюдая полный пост». Когда мы сознаем эту опасность, то эта опасность не атакует нас. Шрила Госвами Махарадж: Теперь я полностью сбит с толку и пребываю в полной растерянности. Шрила Шридхар Махарадж: Ты пребываешь в растерянности? Шрила Госвами Махарадж: Вы должны сказать мне… Шрила Шридхар Махарадж: Понимаешь, малое... малое количество лишь для того, чтобы почтить, выказать почтение прасадаму. Шрила Госвами Махарадж: Но в Вашем Матхе нет идеи «мало», они утратили это представление, эту идею. Они способны мыслить только в категориях бесконечного, безграничного. У них нет представления об ограниченном, поэтому я приму немного, я попробую. Шрила Шридхар Махарадж: Когда маханта-гуру присутствует, то ученики более свободны. Но когда маханта-гуру ушел, то они должны быть более осторожны, поскольку бдительное око хранителя более не пребывает непосредственно над их головой. Поэтому я должен быть осторожен. Но когда бдительное око хранителя над головой, то сын или дочь более свободны в своих поступках, в своем поведении, поскольку хранитель будет опекать их. Мадхав Махарадж демонстрировал крайне строгую идею. Он очень хотел показать, явить картину идеального гуру, лишенного изъянов, дефектов, продемонстрировать подобное явление своим ученикам. Но когда он наносил мне визиты, то он вел себя как ребенок. Никаких ограничений такого рода даже в той ситуации, когда ученики, последователи сопровождали его. Но, находясь здесь, он был независим. Он спал на полу, стелил себе постель на полу временами, ел рис и разные другие блюда. Он был очень свободен в своих манерах, поведении. Но когда он находился сам по себе, то он был очень строгим ачарьей, соблюдавшим многочисленные практики с тем, чтобы его ученики не подумали о нем ложно, не решили бы, что он наслаждается жизнью. Фрагменты из лекции от 2 марта 1981 Шридхар Махарадж О соблюдении поста в экадаши